Доступная среда
- Сведения об образовательной огранизции
- Доступная среда
Паспорт доступности МБДОУ №12 Сказка
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов...» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Инклюзивное образование в МБДОУ № 12 «Сказка» реализуется с 01.09.2018 г.
На 01.09.2020 года в нашем детском саду функцианируют 3 группы общеразвивающей направленности. Общая численность воспитанников составляет 42 человека, из них количество обучающихся с ОВЗ (ТНР)— 18 человек, детей — инвалидов -нет. Все воспитанники с ОВЗ посещают группы общеразвивающей направленности.
Статистическая информация о численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ
в МБДОУ № 12 «Сказка»
УЧЕБНЫЙ ГОД | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ в ДОО | ДЕТИ С ОВЗ | ДЕТИ -ИНВАЛИДЫ |
2018-2019
| 56 | 18 | 0 |
2019-2020
| 50 | 17 | 1 |
2020-2021
| 42 | 18 | 0 |
Реализуется адаптированная основная образовательная программа, на каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог) Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует.
Работники МБДОУ № 12 «Сказка» проходят необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное образование».
В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов. Разработан Паспорт доступности.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся — инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.) Доступная среда
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса (в том числе доступные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей № 12 «Сказка» расположен в двухэтажном здании реконструированном 2007 года постройки. Детский сад оснащен в соответствии с современными требованиями: установлены системы видеонаблюдения на территории детского сада, современной противопожарной системой и охранным оборудованием, есть тревожная кнопка.
В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения, имеется достаточная материально-техническая база, соответствующая всем современным санитарным, методическим требованиям.
Модель образовательного пространства учреждения:
Базовые компоненты Объекты
Учебно- методический — кабинет заведующего;
комплекс — методический кабинет;
— кабинет педагога-психолога;
— кабинет учителя-логопеда
— музыкальный зал (совмещен с физкультурным);
— групповые помещения ?3;
Комплекс - кладовая продуктов;
обеспечения — холодный цех;
жизнедеятельности — горячий цех;
ДОУ - моечная кухонной посуды;
— постирочная
— цех хранения чистого и нового инвентаря
— комната для хранения хозяйственного инвентаря;
— площадка для сбора мусора и пищевых отходов;
Оздоровительный — медицинский блок (кабинет медсестры, процедурный кабинет, изолятор);
профилактический -физкультурно — оздоровительные центры в группах;
комплекс — участки для прогулок групп; физкультурная площадка на территории ДОУ.
Оборудованные учебные кабинеты:
(в том числе доступные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ)
В ДОУ имеется 3 групповых ячейки, в которых созданы условия для учебной деятельности, индивидуальных и коллективных игр, самостоятельной активности детей. Для полноценного осуществления образовательной деятельности групповые ячейки оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Каждая возрастная группа имеет отличительную предметно-развивающую среду для осуществления игровой и других детских видов деятельности, соответствующую возрастным, психофизическим, гендерным (для мальчиков и девочек) особенностям развития воспитанников которая отвечает требованиям к материально-техническому обеспечению и соответствует ФГОС ДО. Все группы обеспечены детской мебелью, игровым оборудованием, развивающими игрушками. Зонирование группового помещения продумано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие и познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. В группах имеются спортивные центры, укомплектованные нестандартным спортивным оборудованием. Создана музыкальная среда, среда для свободной театрализованной деятельности. Для развития конструктивной деятельности детей, имеется мелкий (настольный) и крупный (напольный) конструктор, строительные материалы, разнообразные конструкторы. Имеются наглядные пособия, иллюстрированный материал для развития экологической культуры, центры экспериментирования и науки, оснащенные лабораторным оборудованием и материалами.
Уголки казачьего быта, образцы предметов народного быта, куклы в национальных костюмах.
В группах имеется дидактический материал по лексическим темам, развития мелкой и крупной моторики, развития графических навыков, наличие специальных игрушек.
По содержанию материал подобран с учетом возрастных, индивидуальных возможностей детей, доступен, удобен в использовании, интересен детям.
В детском саду созданы все условия для полноценного развития детей, в том числе детей инвалидов и детей с ОВЗ. На официальном сайте ДОУ создана альтернативная версия для инвалидов по зрению. Оборудованы: специально санитарно-гигиеническое помещение, стоянка для автотранспортных средств инвалидов.
Музыкальный зал: (совмещен с физкультурным) оснащен современными техническими средствами: синтезатор, музыкальный центр, мультимедийный проектор, для совместной деятельности с детьми наборы детских музыкальных инструментов, музыкальные игрушки, фонотека, дидактические музыкальные игры.
Ежедневно в музыкальном зале проводятся утренние гимнастики, в первой и во второй половине дня осуществляется непосредственно-образовательная деятельность, проходят театрализованные представления, концерты, развлечения, утренники, тематические праздники.
Имеются атрибуты для развития театральных способностей воспитанников: костюмы, шапочки для инсценировок, декорации для утренников и развлечений. Музыкальный зал полностью оснащен необходимой методической литературой в соответствии с реализуемой образовательной программой.
Кабинет учителя-логопеда: специально оборудован для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, оснащен наглядно-дидактическим материалом: картотекой игр, предметными и сюжетными картинками по лексическим тема. Карточками-схемами для обучения рассказыванию, описанию предметов, шнуровками, вкладышами, мозайками, пазлами. Мелкими предметами, играми на развитие дыхания, настольно-печатными и дидактическими играми по развитию речи, памяти, внимания, мышления, набором материалов для автоматизации и дифференциации звуков и необходимой мебелью.
Кабинет педагога — психолога: содержит дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий, настольно-печатные и развивающие игры и игрушки, стол световой для рисования песком, магнитофон, записи программ по детскому и взрослому аутотренингу, инструментарий по психодиагностике, мольберт, фланелеграф и.т.д.
В методическом кабинете: имеется разнообразный научно-методический материл для осуществления учебно-воспитательной деятельности по разным разделам дошкольной педагоги и психологии. Методическая литература постоянно обновляется в рамках ООП МБДОУ № 12 «Сказка», а также различными педагогическими методиками и технологиями.
Оформлен информационный стенд «В помощь педагогу», «Аттестационный уголок» Объекты для проведения практических занятий (в том числе доступные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ): все объекты для проведения практических занятий учителя -логопеда, педагога — психолога, музыкальный зал (спортивный), группы) обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём. В группах организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей, в том числе экспериментальной.
Библиотека (в том числе доступная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ): библиотека педагогов располагается в методическом кабинете и условно разделена на две части, включающие в себя:
— книги для педагогов (методическая и справочная литература);
— демонстрационный материал, дидактические пособия.
Книги для обучающихся находятся в каждой групповой ячейке: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Объекты спорта (в том числе доступная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ):
Спортивный зал (совмещен с музыкальным) используется для проведения организованной образовательной деятельности по физической культуре, проведения утренней гимнастики, спортивных мероприятий.
Для развития физических качеств воспитанников в зале имеется все необходимое оборудование: мячи, скакалки, гимнастические палки, султанчики, шапочки для подвижных игр, мешочки с песком.
Спортивная площадка: на участке детского сада имеются мини-стадион, малые спортивные формы, гимнастические лестницы, дуги для подлезания, полоса препятствий.
Прогулочные участки: для каждой возрастной группы отведена отдельная игровая площадка, на которой размещены игровые постройки и теневые навесы, игровое оборудование соответствует возрасту и Сан ПиН. На участках имеются все необходимые материалы по организации различной деятельности детей: сюжетные игрушки, наборы для игр с водой и песком, надувные плескательные бассейны. На участке высажены кустарники, оформлены цветники, клумбы, огород.
Средства обучения и воспитания (в том числе доступная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ):
— средства обучения и воспитания используемые для обеспечения образовательной деятельности рассматриваются как совокупность учебно-методических, дидактических ресурсов:
— электронные образовательные ресурсы (компьютеры, аудиотехника, мультимедийное оборудование);
— печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и.т.д.);
— наглядные плоскостные (настенные плакаты, иллюстрации, магнитные доски и.т.д.);
— демонстрационные (наборы для счета, гербарии, муляжи и.т.д.);
— спортивное оборудование.
Условия охраны здоровья воспитанников (в том числе доступная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ):
— для организации медицинского обслуживания детей имеется медицинский кабинет, процедурный кабинет и детский изолятор. Медицинский блок оснащен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Лицензия на медицинскую деятельность
Договор на оказание медицинских услуг
План лечебно- профилактических мероприятий МБДОУ № 12 «Сказка» на 2020-2021 г
План мероприятий МБДОУ № 12 «Сказка» на 2020-2021 г
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям (в том числе доступная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ):
Наличие оборудования | Количество |
Доступ к сети интернет | 1 точка |
Компьютеры | 1 шт |
Ноутбуки | 2 шт |
МФУ (принтер-сканер-ксерокс) | 1 шт |
Мультимедийный проектор и экран | 1 шт |
DVD — проигрыватель | 1 шт |
Музыкальный центр | 1 шт |
Синтезатор | 1 шт |
Телевизор | 1 шт |
Информация об электронных образовательных ресурсах
Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ обучающихся (в том числе доступная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ):
— Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы: отсутствуют
— Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы: Электронные образовательные ресурсы используются в работе с обучающимися с помощью мультимедийного оборудования для демонстрации разнообразного материала. Самостоятельный доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам отсутствует.