Региональный компонент содержания дошкольного образования в системе деятельности МБДОУ № 12 «Сказка»

Пояснительная записка.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

История развития Донского края, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю поселений, хуторов, слобод и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, обогащая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей, социализации дошкольников.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края — показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.

Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории Донского края, собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.

Целью образовательного процесса должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

В каждом населенном пункте есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности поможет методическое сопровождение к программе «Родники Дона», авторами которой являются Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина, Ростов-на-Дону-2005г.

Принципы реализации регионального компонента содержания дошко-

льного образования:

— гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ценности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;

— культуросообразности, выстраивающий содержание программы, последовательное усвоение национально-культурных традиций и разработке на этой основе ценностных ориентации и смыслов;

— аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;

— интегративности, определяющий взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи и скульптуры, целостности произведений и его частей в продуктивной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности;

— диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со своим «Я».

Особенностями осуществления образовательного процесса по реализации методического сопровождения к программе «Родники Дона» является то, что оно содержание раскрывает культурно-познавательные гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Содержание ориентировано на проникновение в духовные пласты личности ребёнка, в его эмоционально-эстетические и социально — нравственные сферы и смыслы и предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. Содержание выступает средством, стимулирующим изобразительно творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению свои чувства, ценностей и мироощущений. В технологии реализации содержания широко представлены знаки и символы, специфичные для «языка» различных видов искусств Донского края. Тематика различных организаций деятельности представлена как целостный изобразительно-эстетический компонент образовательного процесса.

Технологии реализация содержания в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Целевой ориентир: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.

Задачи:

  1. Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края
  2. Создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.
  3. Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края.
  4. Развитие творческого потенциала младших дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.

Технологии реализации регионального компонента содержания в старшем дошкольном возрасте

Целевой ориентир: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края, создание условий открытия ребёнком личностных

смыслов как культурно-эмоциональных переживания.

Задачи строятся в зависимости от целей и форм организации деятельности детей и решаются включением адекватного механизма социокультурной модели образовательного процесса (разработанного Р.М. Чумичевой) Задачи, реализуются соисполнительским механизмом, ориентированы на восприимчивости, произведений искусства родного края (изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры, скульптуры) ценностей заложенных в них, открытие личностных смыслов:

  1. Овладение специфическим языком искусства, знаками и символами, заложенными в нем, средствами выразительности, ценности смысловой основой произведения.
  2. Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка ценностных отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусства, осознание нравственно-эстетических замыслов автора, развитием гаммы эмоционально-эстетических проявлении (восторга, восхищения, радости и т.д.).
  3. Развитие духовно-ценностного ядра личности ребёнка, его внутреннего «Я»: познавательно-эстетических интересов и способное к" умение творчески воспринимать искусство родного края и реализовывать в нём, создание условий для открытия ребенком личностных смыслов.
  4. Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю

Драматургический механизм усвоения ценностей обуславливает возникновение изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, где ребёнок вступает в диалог с миром искусства и воспроизводит ценности в материализованном творческом продукте (рисунок, аппликация, постройка), при этом решаются следующие задачи:

  1. Развить потребность ребёнка в активном эмоционально-эстетическом самовыражении через процесс и продукт изобразительно-творческой, конструктивной деятельности.
  2. Научить ребёнка в различных видах деятельности отображать не только содержание, композицию, способы выразительности, но и ценности, изображённые в произведениях искусства донских авторов.
  3. Создать условия выбора ребёнком средств выразительности в процессе познания произведений Донского края, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусств.
  4. Способствовать развитию опыта эмоционально-личного отношения к произведениям искусств, собственной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, открытию личностных смыслов.

Режиссёрский механизм усвоения ценностей «сдавливает» возникновение самостоятельной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности ребёнка, стимулируемой различными условиями и выступающей как способ самовыражения его собственной самоценности, при этом решаются следующие задачи:

  1. Создать условия для реализации потребностей и способностей ребёнка в изобразительно-творческой, конструктивной деятельности пространственно-предметная среда, ситуации, проблемы, мотивы.
  2. Развивать творческий потенциал ребёнка, проявляющийся в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремление изменить и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
  3. Развивать опыт творческой деятельности ребёнка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнёров для совместной деятельности.

Реализация регионального компонента содержания осуществляется в ходе факультативных занятий, в игровой деятельности нравственного и духовно-нравственного содержания;

— творческая художественная продуктивная деятельность;

— проведение совместных праздников, развлечений, посиделок;

— просмотр слайд — фильмов, диафильмов,

— экскурсии, целевые прогулки;

— организация выставок детского творчества;

— постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

Образовательное направление

Методы обучения

Средства обучения

Социально-

коммуникативное развитие

чтение рассказов, сказок, сказаний; показ сказок;

рассматривание книжных

иллюстраций, репродукций, предметов; дидактические игры.

Флаг, герб Ростовской области и г. Константиновска

Портреты писателей и композиторов Дона Дидактическая кукла «Казак» и

«Казачка» в традиционной одежде. Семейные альбомы

Познавательное развитие

экскурсии, целевые про-

гулки; наблюдения

изготовление с детьми наглядных пособий.

Дидактическая кукла «Казак» и «Казачка» в традиционной одежде.

Предметы быта, домашней утвари, одежды казаков и казачек

Фотоальбомы

Гербарии растений донского края

Муляжи овощей, ягод, насекомых

Речевое развитие

чтение литературных

произведений;

— стихотворений;

-беседы с элементами

диалога,

обобщающие рассказы;

-словесные игры;

— загадки;

— викторины,

конкурсы.

Иллюстрированные книги

донских писателей

Сказки

Портреты писателей Дона

Художественно-

эстетическое развитие

организовать продуктивную деятельность;

-провести игры;

-организовать конкурсы, викторины.

Произведения искусства

донских художников:

— пейзажная живопись,

— портрет,

— натюрморт,

— графика,

— скульптура,

— декоративно-прикладное искусство,

— аудиозаписи произведений

донских композиторов;

литературные произведения и сказки донских авторов

технические средства обучения;

музыкальные народные

инструменты

Физическое развитие

подвижные игры

соревнования.

Атрибуты к подвижным

играм и соревнованиям

Содержание регионального компонента интегрируется во все образовательные направления во все виды совместной деятельности со взрослым, как часть непосредственно организованной деятельности или как отдельный вид деятельности в режимных моментах.